Здесь – дом для книг, здесь тишина, уют,
Старинный фолиант и современный труд
На полке встали в тесный ряд.
Вот-вот они заговорят, открыть страницу только надо.
И перед изумлённым взглядом событий вереница проплывёт.
Столетий пыль стряхнём и, время победив, умчимся вдаль.
Вот, первый бал и блеск в глазах Наташи!
А здесь, - снаряды рвутся, звенит сталь.
Что за события! Какие судьбы!
От строчки к строчке взгляд вперёд бежит.
За связь времён, за память нашу, Книга!
Всё человечество тебя благодарит.
График работы школьной библиотеки
Понедельник |
С 9 часов до 15 часов |
Среда |
Пятница |
Основные функции библиотеки:
§ Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели.
§ Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида.
§
Культурная - способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.
§ Воспитательная – библиотека способствует развитию
чувства патриотизма по отношению к государству,
своему краю и школе.
§ Просветительская - библиотека приобщает учащихся
к сокровищам мировой и отечественной культуры
План работы библиотеки
Из истории библиотеки Николо-Кормской школы
(Фрагменты исследовательской работы «История развития библиотеки Николо-Кормской школы», проведённой в 2008 году ученицей 10 класса Смирновой Алёной, научный руководитель Коковина Е.А.)
Как всё начиналось?
Главный свидетель истории - человек, живущий в то, или иное время. Поэтому, в первую очередь, мы обратились к бывшим ученикам нашей школы и учителям.
Все без исключения помнят, что в школе всегда была библиотека. Анна Фёдоровна Коковина (Аня Шалгина) вспоминает: «В школу я ходила с 1933 года. Нам нравилось учиться, но время было тяжёлое. Семьи жили бедно, дети вместе со взрослыми много трудились. Учебники у нас были свои, а в школьной библиотеке мы брали сказки. Очень любили стихи А.С. Пушкина, они легко запоминались».
Слова Анны Фёдоровны (1925 г.р.) подтверждают тот факт, что библиотека в школе существовала уже в 30- е годы ХХ столетия.
В сельской библиотеке с. Никольское хранятся копии документов, представляющих интерес для нашего исследования. Их нам любезно предоставила библиотекарь Ирина Владимировна Кашина. С большим интересом мы узнали о том, как образовывались библиотеки на рубеже ХIХ и ХХ вв.
В то время вёлся строгий учёт всех бесплатных народных библиотек-читален. Из данных, которые заслушивались Губернскими Земскими собраниями, можно было узнать о местонахождении библиотеки, её площади. Указывались учредитель, библиотекарь, состав библиотечного совета.
Так на 1-е сентября 1897 года в Рыбинском уезде было лишь 8 бесплатных библиотек, 4-е из них не имели даже отдельной комнаты. Среди них значится Никольская библиотека, расположенная в с. Никольское Никольской волости. Нам, конечно, хотелось бы верить, что эти сведения о нашей библиотеке, но территория, где мы проживаем, относилась тогда к Николо-Кормской волости. Видимо, в Рыбинском уезде было ещё одно село Никольское.
Зато, в более позднем документе указывается, что в Николо-Кормской волости в 1906 году губернатором разрешено образование библиотеки.
Находилась она в здании школы. Библиотекарем в 1913 году был учитель и получал жалование в 20 рублей. Библиотека обслуживала десять селений, но не имела читальни. Проработала она в 1913 году 150 дней. На 1-е января 1914 года стоимость книжного инвентаря составляла 622,5 рублей. Столь точные цифры говорят о важности просветительской работы, которую вели библиотекари среди населения.
Возможно, сельская библиотека взяла начало именно из этой библиотеки, расположенной в здании школы. Какой статус она носила тогда - сельской или школьной, неизвестно. Но, рассматривая документы школьного музея, мы нашли статью бывшего директора Николо-Кормской школы Михаила Алексеевича Папоркова, напечатанную в газете «Вперёд». Михаил Алексеевич даёт сравнительную характеристику нашего края до революции и в 60-е годы ХХ столетия. Он пишет: «Раньше в Николо - Корме учреждений культуры не было. Только при школе была библиотека с небольшим количеством книг. Теперь же имеются 2 сельских клуба, 2 сельские библиотеки и 6 книгопередвижек с общим книжным фондом 9 600 томов, а количество читателей их составляет более 600 человек. Кроме того, работает библиотека при Николо-Кормской школе, в которой насчитывается 3000 книг и 250 читателей».
Эти слова дают нам основание полагать, что годом создания нашей школьной библиотеки можно считать 1906 год. Таким образом, мы добавили в летопись библиотеки целых 25 лет!
К сожалению, нет уже в живых бывших учеников школы, которые обучались в 1906-1931 годах. Они могли бы рассказать много интересного из истории школы и библиотеки.
Летопись школьной библиотеки
Дореволюционный период
До революции, в Николо-Корме было 3 начальных земских школы с тремя годами обучения и одно министерское училище с пятигодичным сроком обучения. Во всех школах преподавали 5 учителей, окончило их в 1903-1917 гг. 154 человека. В то время на первом месте стояло преподавание Закона божия и в школьной библиотеке преобладали книги о житии святых.
Мы познакомились с интересным документом, относящимся к столь давним временам. Речь идёт об открытии библиотеки в Арефинском министерском училище, располагавшемся на территории Николо-Кормской волости.
И хотя речь идёт не о нашей школе, но этот документ передаёт дух времени, отношение людей к чтению. И.В. Костоловский пишет об отрадном явлении из жизни деревни: «Наконецъ-то въ нашей, долго спавшей вековымъ сномъ, Корме появилась библиотека. …Перед открытием библиотеки священникомъ о. Покровскимъ произнесено было краткое слово о высокомъ значении библиотеки…». Из заметки видно, что крестьяне очень любили читать. Хорошая книга для них была «душе на спасение, сердцу въ утеху».
Где взять такую книгу? Конечно в бесплатной народной библиотеке. Такими были библиотеки, открывающиеся повсеместно при образовательных учреждениях.
1918-1940 годы
Из воспоминаний учеников 30-40-х годов прошлого столетия становится ясно, что библиотека занимала достойное место в школьной жизни. Была отдельная комната (или место) для книг, они располагались на полочках. Книги выдавали разные учителя, каждый по своему предмету.
В библиотеке находились книги по разным областям знаний и художественные произведения. Дети во все времена одинаковы, их любимыми книгами были и остаются сказки и стихи.
В стране в 30-е годы шла всеобщая борьба за грамотность, образовывались всё новые библиотеки. Они снабжались бумагой, ручками и перьями. Но книг было недостаточно. Об этом мы узнали из книги: «Рыбинск в документах».
В 1931 году наша школа стала семилетней, а в 1941 году – восьмилетней.
Военные годы
Военные годы были тяжёлыми для нашей школы, как и для всей страны. В нашу школу был эвакуирован детский дом с детьми из блокадного Ленинграда. Учились в две смены, да ещё работали, помогали колхозу. В детском доме была своя библиотека.
В музее школы сохранилась книга приказов за 1941-1942 гг. В ней мы нашли упоминание о том, что в 1942 году Мышкинским Райфо (в то время наша территория принадлежала к Мышкинскому району) по штату школы утверждаются счетовод, библиотекарь и 5 технических служащих. Значит, школьная библиотека продолжала существовать и в военные годы.
Из воспоминаний Зои Николаевны Моревой: «В 1939-1941 году я жила и училась в Ленинграде. В 1941 - 1946 годах я училась в Николо-Кормской школе. Книги брали в школьной, сельской библиотеке. Но книг было мало. Учебники были чёрно-белые, напечатаны на серой бумаге.
Самые памятные события, связанные с книгами, - то время, когда приходилось их обменивать на хлеб и молоко».
Эти строки вызывают жалость ко всем детям войны. Чтобы понять, как можно обменивать книги на продукты, надо представить, как голодали люди, какие лишения переносили. По многим свидетельствам наших односельчан, дети и взрослые откапывали прошлогоднюю замёрзшую картошку («тошнотики») и ели её.
Но вместе с тем, они не переставали любить книгу, читали Пушкина, Лермонтова, Толстого, верили, что война кончится и настанет счастливая мирная жизнь.
Послевоенные годы.
В первое десятилетие после войны книг в библиотеке было мало, а детей в школе много. Старое деревянное здание школы располагалось в селе Николо-Корма. Под школу также была занята церковь. «Библиотека находилась в здании зимней церкви, справа около вестибюля. Она занимала мизерную площадь, т. к. была отгорожена от класса», - вспоминает Удальцова Антонина Фёдоровна.
В 1945 г. она пошла в первый класс, окончила школу и вернулась в неё уже учителем математики, а затем стала завучем.
Книг по школьной программе было по 1-5 экземпляров, приходилось покупать свои и обмениваться ими друг с другом. В обязательном порядке тогда в каждой библиотеке имелось полное собрание сочинений В.В. Ленина.
В 1972 году школа переехала во вновь выстроенное каменное здание в с. Никольское, где и располагается сейчас. Просторные светлые классы, огромные коридоры, спортзал и, конечно, библиотека стали гордостью школы. Библиотека заняла отдельное помещение площадью 24 кв. м.
Ученики, обучающиеся в 60-80-е годы, вспоминают, что книг было очень много. Ведь главная задача, которая стояла тогда перед школой – это воспитание высокообразованных граждан. Книги и учебники стоили копейки и многие покупались ребятами. За сданные в школу учебники библиотека выплачивала «гонорар» в несколько копеек.
В библиотеке были все книги по школьной программе, а также выписывалось «море журналов». Любимыми были «Вокруг света», «Техника молодёжи», а также газета «Пионерская правда».